Много нас, а он один: как разделить доли в стартапе


Разберем на примере

Много нас, а он один: как разделить доли в стартапе

У Ильи есть партнеры — Маша и Андрей. Вместе они открывают фотомастерскую. Илья предложил концепцию, Маша взаимодействовала с подрядчиками, Андрей не спал ночей и придумывал брендинг.

1.gif

В запуск проекта они вложили равные суммы из собственных накоплений. Мастерская готова к открытию. Всем троим нужен способ разделить акционерные доли так, чтобы это было справедливо и каждый остался доволен.

Несколько советов Илье и его коллегам от ЧесТнока:

1.    Нематериальные вложения важны не меньше, чем сами инвестиции. Нужно исходить из того, кто вкладывает больше труда в развитие компании. Некоторые участники процесса вникают в него формально, другие рискуют больше и больше вкладываются в результат.

2.   Не торопитесь. В этом процессе важно терпение, и чем больше времени вы проведете за обсуждением аргументов, тем качественнее будет результат. Договориться нужно так, чтобы решение о разделении устраивало всех сооснователей бизнеса — дальше его будет уже не изменить.

3.    Идея — еще не все. Конечно, важно, кто придумал концепцию, но опираться на этот фактор как на единственный, неверно. Количество вложенных сил и труда заслуживают не меньшего внимания. Иногда автор идеи и есть тот человек, который вложил больше всего сил, но это не всегда так.

4.   Не позволяйте эмоциям контролировать решения. Часто бывает, что сооснователи связаны личными отношениями: они дружат, раньше работали вместе, а то и вовсе родственники. Обычно партнеры — те люди, с которыми вы готовы проводить время и вне работы. Очень важно в процессе разделения долей не идти на поводу у чувств и личных симпатий.

5.   Договоритесь о сроках. Чтобы предотвратить риски, важно на начальном этапе условиться, сколько времени каждый сооснователь будет работать со стартапом. Такой ограничительный период обычно составляет не менее двух лет. Если один из акционеров решит покинуть компанию раньше срока, он не получит ничего.

 

Вернемся к Илье и ребятам. Чтобы справедливо оценить вклад каждого из них в общее дело, можно воспользоваться таблицей, которую придумал американский преподаватель Френк Деммлер. Сначала всем вместе нужно определить параметры, по которым оценивается вклад в общее дело. Деммлер предлагает такие: идея, подготовка бизнес-плана, компетентность в сфере деятельности компании, вовлеченность и риски, обязанности. Илья, Маша и Андрей сделают свой набор ключевых элементов исходя из специфики работы (брендинг и продажи), но принцип един для всех.

Следующий шаг — распределение факторов по важности. Например, идея для фотомастерской важна не так, как компетентность учредителей. Нужно добавить к каждому из факторов коэффициент важности. Удобно пользоваться десятибалльной шкалой.


2.PNG

Теперь используем ту же десятибалльную шкалу, чтобы оценить вклад каждого сооснователя в общее дело:


3.PNG

Перемножаем получившиеся оценки со показателем важности, складываем и определяем процентное соотношение.


4.PNG

Эти цифры — критерий, который может пригодиться в реальном распределении долей. Калькулятор Деммлера — простой инструмент, но он помогает объективно просчитать степень вовлеченности каждого из партнеров в стартап. Илья, Маша и Андрей вместе заполняли все графы и согласились с таким распределением. Так они избежали обид, непримиримой вражды и необходимости принимать трудные решения.

 Источник: Честнок 



Возврат к списку

Актуальные темы