Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2024 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет экспресс-информацию о состоянии делового климата в сфере услуг в IV кв. 2024 г., а также ожиданиях на I кв. 2025 г. 



Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2024 года

В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов, проводимых Федеральной службой государственной статистики среди руководителей около 5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг, в 82 субъектах Российской Федерации.

Ключевые результаты

— Исходя из годовых итогов опросов деловой климат в сфере услуг по совокупному вкладу четырех кварталов 2024 г. стал самым благополучным с 2015 г., показав среднеквартальное значение композитного Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) (+0,5%), впервые за последние 10 лет прейдя в положительную зону;

— В IV кв. 2024 г. ИПУ в сфере услуг, несмотря на снижение по сравнению с III кв., стабилизировался на уровне (-3%) — это наилучший результат для четвертых кварталов за все предыдущие годы, начиная с 2014 г. Учитывая ярко выраженную сезонную составляющую во многих исследуемых подвидах экономической деятельности, преимущественно относящихся к сфере персональных услуг населению, понижательная динамика ИПУ к III кв. абсолютно ожидаема. Ретроспективный анализ итоговых значений ИПУ в IV кв. за все годы наблюдений (начиная с 2012 г.) всегда показывал худший результат. В первую очередь, подобная динамика определяется естественным для этого периода сезонным спадом деловой активности в таких крупных и капиталоемких подвидах сферы услуг, как: туристические услуги; санаторно-курортные услуги; услуги гостиниц, а также частично услуги пассажирского и грузового транспорта. Таким образом, учитывая традиционную сезонность в сфере услуг населению, полученный в IV кв. 2024 г. результат можно с уверенностью квалифицировать как достаточно благоприятный;

— Безоговорочным лидером по своему частному ИПУ среди 15 наблюдаемых в исследовании подвидов сферы услуг в отчетном квартале стало «страхование» с результатом (+11%). Второе и третье место в рейтинге поделили «рекламная деятельность» и «стоматологические услуги», по (+6%). Абсолютным аутсайдером, традиционным для последних двух лет, является «ремонт бытовых изделий» (-15%);

4.jpg

— Баланс мнений респондентов в целом по наблюдаемым подвидам сферы услуг, относительно объема и спроса на услуги в отчетном квартале сократился по сравнению с III кв. на 6 и 7 п.п., соответственно. Данный результат вполне предсказуем и вызван чисто сезонными изменениями за счет спада деловой активности в IV кв. в сезонных видах деятельности (указаны выше). Вместе с тем, выявленные в отчетном квартале балансы мнений респондентов по объему (-2%) и спросу (-3%) на услуги являются лучшими итогами для всех четвертых кварталов за последние 10 лет;

3.jpg

— По мнению респондентов, в конце прошлого года наблюдалось незначительное сокращение численности занятых, в основном за счет снижения сезонной занятости в туристических услугах и санаторно-курортных учреждениях. При этом, галопирующими темпами падает занятость в организациях по ремонту бытовой техники. По всей видимости, сотрудники из этих фирм, особенно обладающие разносторонней квалификацией, из-за низкой доходности ремонтных организаций просто переходят на работу в другие виды деятельности со значительно более высокой оплатой труда. В условиях дефицита трудовых ресурсов, наблюдаемого в экономике, подобный маневр, при желании, провести достаточно просто;

— В IV кв. прошлого года продолжился фоновый рост цен (тарифов) на оказываемые услуги. Явными лидерами по интенсивности роста цен являются туристические и стоматологические услуги. За счет сезонного спада в конце прошлого года по сравнению с активным III кв., выявлено некоторое снижение цен на услуги гостиниц и санаторно-курортных учреждений;

— Среди факторов, лимитирующих экономическую активность по-прежнему традиционным лидером является «неопределенность экономической ситуации»: о высоком давлении на бизнес данного фактора в отчетном квартале сообщили 60% респондентов;

2.jpg

— Прогнозные оценки респондентов, относительно состояния делового климата в их организациях в I кв. 2025 г. выглядят преимущественно нейтрально, с незначительно позитивным фоном. Исходя из мнений участников опроса, в более лучшем экономическом положении в начале т.г. будут находиться страховая и рекламная деятельность, а также стоматология.

Полный обзор Делового климата в сфере услуг в IV квартале 2024 г. по ссылке

Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Актуальные темы