Деловая активность российской промышленности в августе 2024 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в российской промышленности по итогам августа 2024 г.



Деловая активность российской промышленности в августе 2024 года

Полученные данные базируются на результатах опросов руководителей более 4,7 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом. Выборка репрезентативна по отраслевому признаку, а также по различным группам предприятий по численности занятых.
 
Исходя из обобщённых мнений руководителей крупных и средних промышленных предприятий из двух основных укрупнённых видов промышленной деятельности (обрабатывающая и добывающая промышленность) их бизнес-настроения находятся в позитивной зоне. Так, августовское значение главного результирующего индикатора исследования - индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в обрабатывающей промышленности сохранилось на уровне июля т.г. – (+3%). В добывающей промышленности ИПУ в августе снизился по сравнению с предыдущем месяцем на 1 п.п., составив (+1%). Несмотря на замедление темпов роста ИПУ в двух основных укрупнённых отраслях промышленности, их значения уверенно продолжают находиться в положительной зоне, что методологически означает преобладание у предпринимателей позитивных бизнес-настроений относительно текущего и ожидаемого состояния делового климата своих организаций.

Замедление темпов роста ИПУ в обрабатывающей промышленности, наблюдаемое последние три месяца, во-первых, можно интерпретировать как позитивный манёвр в нахождении равновесия между спросом и предложением за счёт разумного охлаждения экономики отрасли, разогревшейся от высоких бюджетных импульсов субсидированного кредитования и гонки заработанных плат. Во-вторых, выявленное фоновое замедление носит оценочно объективный характер, связанный с дефицитом рабочей силы на рынке трудовых ресурсов, особенно по линии высококвалифицированных и компетентных кадров, продолжающегося «галопирующего» роста ключевой ставки ЦБ РФ, что является практически запретом для получения коммерческого кредита в виде длинных денег на инвестиции и инновации для предприятий, не имеющих статус стратегических и, соответственно, не пользующихся бонусной субсидированной поддержкой со стороны государства. Также, заметной проблемой для предприятий, особенно высокотехнологичных и имеющих внешнеэкономическую составляющую, остаётся перманентное расширение западных санкций против экономики России с ожиданием их дальнейшего ужесточения по линии доступа к новым технологиям и валютным трансграничным расчётам по поставкам продукции.

Однако несмотря на присутствие в настоящее время перечисленных негативных факторов, обрабатывающая промышленность в целом, по мнению участников опроса, достаточно уверенно находится в зоне благоприятного предпринимательского климата. Данный тезис подтверждают и официальные количественные результаты Росстата, свидетельствующие о позитивной динамике экономического роста отрасли. Более того необходимо отметить, что среди базовых отраслей экономики, где Росстат проводит регулярные наблюдения за их деловой активностью (обрабатывающая и добывающая промышленность, распределительная отрасль (электроэнергетика), строительство, розничная и оптовая торговля, сфера услуг), обрабатывающая промышленность является безоговорочным лидером по бизнес-настроениям своего директорского корпуса.

В принципе, ситуация с лидерством «обработки» достаточно понятная. Именно данная отрасль сегодня получает наибольший бюджетный импульс, включая инвестиционные ресурсы. Именно в сторону «обработки» интенсивно перемещаются трудовые ресурсы, особенно квалифицированные и компетентные работники, в т.ч. из-за высокой и гарантированной оплаты своего труда. Стратегические предприятия отрасли, особенно по линии ВПК в первую очередь получают субсидированные кредиты для своей деятельности, несмотря ни на какие повышательные маневры ЦБ РФ, связанные с ростом ключевой ставки.

Добывающая промышленность (до 2022 г. безоговорочный промышленный лидер по бизнес-настроениям директорского корпуса) также, как и «обработка», на протяжении полутора лет помесячно находится в зоне благоприятного предпринимательского климата, но с более скромными результатами (в августе – (+1%)). В основном в настоящее время «добыча» проигрывает «обработке» по экономическим показателям первого ряда (спрос-выпуск).

Третья укрупнённая отрасль промышленности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» показывает сверх стабильный результат ИПУ находясь шесть месяцев подряд в нейтральной зоне на отметке (0%).

Принципиальных отклонений основных операционных показателей от сформировавшегося в последнее время тренда, в отчётном месяце практически не выявлено. Вместе с тем, наблюдаемые отдельные флуктуации по некоторым индикаторам носили в августе скорее сезонный или слабо конъюнктурный характер. Так, средний уровень загрузки производственных мощностей в самой инновационной отрасли экономики – обрабатывающей промышленности в августе снизился по сравнению с июлем на 0,8 п.п., составив 60,0%. Выявленный фоновый спад загрузки мощностей не носит принципиального значения и исходя из ретроспективного анализа динамики данного показателя происходит практически постоянно в конце лета каждого года, во-первых, из-за активного отпускного периода, когда часть занятых отсутствует на рабочих местах, и во-вторых, именно в этот период, зачастую во многих подотраслях «обработки», как правило, проводится текущий плановый ремонт оборудования.

2.jpg

Несмотря на то, что исходя из полученного фактического результата, почти 40% мощностей не загружены, однако с учётом износа основных фондов, который Росстат определил в «обработке» на уровне (54,0%) в 2022 г. (причём износ самой активной части основных фондов – «машины и оборудование» составил 63,0%), можно с осторожностью утверждать, что выявленный уровень загрузки (60,0%), является весьма удовлетворительным итогом, т.к. изношенная часть фондов физически и арифметически снижает уровень загрузки. Надо заметить, что загрузка мощностей в узком интервале 60-62% - это традиционное помесячное значение для «обработки», сохраняющееся весь постковидный период.

В добывающей промышленности в отчётном месяце средний уровень загрузки производственный мощностей вырос по сравнению с июлем т.г. на 0,6 п.п., составив 57,9%. Однако за весь постковидный период загрузка в «добыче» ни разу помесячно не достигла 60%, хотя в высшей точке - в ноябре 2018 г. средняя загрузка составляла (72%).

Исходя из мнений респондентов, в течение практически всего текущего года не меняется ситуация на рынке промышленного труда. Анализ ответов участников опросов на вопрос об изменении динамики численности на своих предприятиях свидетельствует, что доля организаций, где наблюдается найм работников, начиная примерно с 2023 г. постоянно превышает долю тех структур, где происходят преимущественно сокращение кадров. В частности, в отчётном месяце 13% респондентов из обрабатывающих производств сообщили о росте численности занятых по сравнению с июлем и 9% констатировали сокращение персонала. До 2023 г. наблюдалась противоположная тенденция. Около 80% предприятий функционировали в отчётном периоде с неизменной численностью занятых. Выявленная тенденция преобладания найма над сокращением, косвенно свидетельствует о дефиците занятости. Несмотря на общий дефицит трудовых ресурсов, ровно две трети респондентов в августе сообщили о достаточности трудовых ресурсов на своих предприятиях, относительно текущего объёма производства. Однако четверть респондентов отметили недостаток персонала. При этом на 9% предприятий выявлена избыточная численность занятых. Максимальное равновесие численности занятых с объёмами производства отмечено в апреле 2012 г., когда об этом сообщили 86% респондентов.

В принципе, в трансформационной перестройке, где промышленность, как правило, всегда является основным актором, в период заметной смены логистики поставок и реализации продукции, а также во время активной фазы проведения импортозамещения, относительный дефицит трудовых ресурсов в экономике присутствует всегда. Как показывает экономическая история, по мере решения указанных задач, рынок находит равновесие занятости, спроса и объёмов производимых товаров и услуг.

Вместе с тем, в сегодняшних экономических реалиях, в том числе из-за беспрецедентных западных санкций, требуется создание новых производственных мощностей для выпуска современной и суверенной технологической продукции с привлечением дополнительной численности компетентных и квалифицированных людей для работы в этом направлении. Однако в настоящий момент в России практически отсутствует резервная армия труда, во многом эта проблема связана с происходящими демографическими процессами.

Сегодняшний дефицит трудовых ресурсов в экономике страны и в т.ч. в промышленности, это не рукотворный результат применения плохих управленческих схем самими предпринимателями или регуляторами экономической деятельности. В основном это связано с демографическими процессами, характерными сегодня для большинства развитых и развивающихся стран, а также с отечественными автономными демографическими проблемами, возникшими в начале 90- х годов прошлого века, и даже эхом Великой Отечественной войны. Проблема старения населения (эйджинг) и сокращение доли молодёжной занятости в ближайшее время будут только нарастать.

Как бороться с возникшим дефицитом трудовых ресурсов и перестроением в возрастной структуре занятости (повышение среднего и медианного возраста занятых, а также уменьшение удельного веса младших и увеличение удельного веса старших когорт в общей численности занятых). Первое, и главное, это рост производительности труда занятых за счёт повышения их квалификации и компетенций. Второе – резкое ускорение модернизационной, инвестиционной и инновационной активности, обеспечивающей принципиальное обновление основных фондов в экономике и внедрение новых технологий. Технический прогресс всегда приводит к сокращению численности занятых из-за замены ручного труда на механизированный. Третье – за счёт проведения «созидательного разрушения», выраженного выводом с рынка предприятий «зомби», которые работают чуть ли не с отрицательной добавленной стоимостью. И на их место с использованием их численности занятых и возможно даже производственных мощностей поставить более эффективные структуры с более компетентным менеджментом.

Следует обратить внимание, что серьёзной текущей проблемой на рынке труда в экономике России, включая её передовую отрасль – обрабатывающую промышленность является недостаток квалифицированной занятости, ведь именно эти люди в силу своих компетенций смогут серьёзно ускорить трансформацию экономики, включая промышленность и реализовать программу импортозамещения.

В конце концов для простого снятия дефицита трудовых ресурсов в промышленности можно создать условия для выхода из тени под солнце «бойцов невидимого фронта», которые численностью примерно 8-9 млн. человек заняты в неформальном бизнесе. Есть пассивный резерв трудовых ресурсов и в самой обрабатывающей промышленности, где по данным Росстата более 1 млн. человек по итогам II квартала т.г. находились в административном отпуске без сохранения заработной платы. При правильном применении управленческих схем, в том числе по передислокации трудовых ресурсов, проблемы общего дефицита на рынке труда, могли бы быть максимально минимизированы. Однако решение задачи по привлечению высококвалифицированного персонала это более сложный процесс, связанный с принципиальным увеличением затрат в человеческий капитал - образование, здравоохранение, науку и НИОКР. Данный механизм уже запущен, но это долговременный и достаточно дорогостоящий экономический манёвр.

Текущими обследованиями выявлено, что среди факторов, лимитирующих производственную деятельность в «обработке», фактор «недостаток квалифицированных рабочих», уже шестой квартал подряд находится в фазе отрицательного роста. В июне т.г. на данную проблему жаловалось почти треть респондентов из обрабатывающих производств. Это самое высокое негативное значение данного фактора за всё время проведения Росстатом конъюнктурных опросов.

Достаточно стабильные и относительно благоприятные мнения респондентов выявлены в августовском опросе по показателям первого ряда – «спрос-выпуск». Так, 18% респондентов из «обработки» сообщили о росте объёмов производства на своих предприятиях по сравнению с июлем. При этом 68% из числа участников констатировали о сохранении объёмов производства на уровне предыдущего месяца, а 14% сообщили о снижении объёмов. Соответствующий баланс мнений (увеличение – уменьшение) составил (+4%).

Почти две-третьи респондентов (64%) из «обработки» сообщили о «достаточном» спросе на свою продукцию в августе т.г. Однако 29% сочли его недостаточным, а 7% выше достаточного. Три четверти респондентов сообщили о неизменности спроса на свою продукцию по сравнению с июлем.

Подобное соотношение ответов относительно динамики спроса и выпуска свидетельствует о продолжении позитивной тенденции роста указанных показателей. Вместе с тем, балансы мнений респондентов по анализируемым индикаторам в августе незначительно снизились по сравнению с июлем, примерно на 1-2 п.п., что косвенно можно считать фоновым замедлением интенсивности производственного процесса в «обработке», однако не меняющие общие позитивные настроения бизнес-сообщества.

К сожалению, в отчётном периоде сохранилась тенденция преобладания доли респондентов сообщающих о росте цен реализации, над долей тех, кто констатировал о снижении. Так, 14% из числа опрошенных сообщили о росте «своих» цен в августе по сравнению с июлем и лишь 4% респондентов высказались о снижении цен за этот период. Более 80% предприятий в августе реализовали свою продукцию по июльским ценам.

Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

PRоБизнес72.jpg

Самое читаемое

Актуальные темы