Потребность в инженерах растет
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил уровень спроса российских предприятий на высококвалифицированные инженерные кадры, динамику восполнения их дефицита и восприятия данной профессии в обществе.
Главные выводы:
– Спрос на работников инженерных профессий в последнее десятилетие резко вырос, о чем говорит увеличение числа «инженерных» вакансий (с 29,9 тыс. в 2010 г. до 79,8 тыс. в 2022 г.), а также их доли среди всех карьерных предложений для работников высшей квалификации (с 20,9% до 23,4% за тот же период).
– Относительная потребность в работниках высшей квалификации (удельный вес вакансий в общем числе рабочих мест) по инженерным профессиям составляла вплоть до 2018 г. порядка 2%, но уже в 2020 г. достигла 3,3%, а к концу 2022 г. — 4,7%, превысив относительную потребность по специалистам высшей квалификации в целом.
– Наиболее востребованы инженеры по гражданскому строительству (8,6%), геодезисты, картографы и топографы (7%), проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов (6,2%), инженеры-электроники (5%), инженеры-химики и инженеры-электрики (4,8%).
– В 2022 г. по специальности работали 71,5% выпускников, получивших в 2019–2021 гг. дипломы о высшем образовании в области инженерного дела, технологий и технических наук. Наиболее успешно (в привязке к полученной специальности) трудоустроены завершившие обучение в области техники и технологий кораблестроения и водного транспорта (83,1%), электро- и теплоэнергетики (78,6%), информатики и вычислительной техники (78,1%), химических технологий (77,4%), техносферной безопасности и природообустройства (76,9%), прикладной геологии, горного дела, нефтегазового дела и геодезии (75%).
– Развитию инженерного образования в России в последнее время способствует, в том числе, рост престижа инженерных профессий в обществе. Результаты опросов, регулярно проводимых ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, показывают, что все больше родителей поддерживают выбор их ребенком профессии инженера: в 2020 г. 63% родителей хотели бы видеть инженером своего сына и 52% — дочь (в 2014 г. — лишь 34 и 24% соответственно).
По ссылке представлены более подробные сведения.
Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»
Источник: НИУ ВШЭ