90% маленьких интернет-магазинов не смогут перейти на онлайн-кассы и уйдут с рынка


С 1 июля 2017 года использование онлайн-касс стало обязательным практически для всех ритейлеров, в том числе и интернет-магазинов. По мнению экспертов рынка, не все интернет-магазины смогут работать по новым правилам

Эту проблему обсудили на конференции «Применение онлайн-касс в сфере e-commerce: оценка текущей ситуации на рынке и прогноз его развития», организованной компанией «Атол».

Что будет с маленькими магазинами?

Введение онлайн-касс в целом упорядочит рынок, считает Алексей Федоров, президент АКИТ. Главным плюсом внедрения онлайн-касс Федоров назвал вывод из тени маленьких интернет-магазинов. Это создаст равные условия для ведения бизнеса и сократит недобросовестную конкуренцию на рынке. Кроме того, ФНС сможет проводить проверки на основе риск-ориентированной системы, которая строится на результатах народного контроля и базе данных по чекам. 

online_sales_2108028_640.jpg

«Первая десятка проверяется три раза в год, первая сотня – раз в три года. Маленькие интернет-магазины не проверяются вообще», – подчеркнул Федоров.

Эксперт уверен, что 54-ФЗ позволит решить эту проблему. Однако остается лазейка, благодаря которой небольшие магазины могут остаться в «тени». Такие ритейлеры будут использовать «Сбербанк-Онлайн», чтобы производить оплату с карты на карту в обход ККТ.

По мнению Татьяны Глазачевой, исполнительного директора платежного сервиса Robokassa, если «гайки будут закручены», почти все небольшие ритейлеры будут вынуждены уйти с рынка или работать в «тени».

235.jpg

Основные партнеры сервиса Robokassa – это микробизнес с оборотом менее 100 тысяч рублей в месяц. Из них почти 90% имеют оборот не более 30 тысяч рублей в месяц. Для них покупка касс или аренда ККТ практически невозможна.

«Это самозанятое население, которое пытается себе создать дополнительный доход. Мы пытаемся вырастить молодых предпринимателей, но получается, что корню это убиваем», – прокомментировала Татьяна Глазачева.

По данным «АТОЛ», аренда кассовой техники в год предпринимателям обойдется в 30100 рублей. Стоимость складывается из 24 тысяч в год за аренду и 6100 рублей за фискальный накопитель, который должен принадлежать юридическому лицу. Если ритейлер решает приобрести кассу, то затраты будут складываться из стоимости кассы (20 тысяч рублей), услуг ОФД (3 тысячи рублей), круглосуточной поддержки работы (12 тысяч рублей) и стоимости интеграции в системы магазина (10 тысяч рублей).

Маленькие интернет-магазины в основном представляют собой одностраничные сайты, многие из них принимают оплату в виде перевода с карты на карту между физическими лицами. Если в закон внесут поправки, которые обяжут всех ритейлеров принимать оплату карточками и регистрировать это в ККТ, одностраничные магазины закроются или перейдут в соцсети, считает Глазачева. Там ритейлер будет работать со своей клиентской базой, передавая товары лично в руки.

instagram_ecommerce.png

Готовность к переходу

Несмотря на то, что с 1 июля 2017 применение онлайн-ККТ стало обязательным, далеко не все даже крупные ритейлеры перешли на новый режим работы. Так, Алексей Федоров отметил, что на начало июля из Топ-1000 российских интернет-магазинов к работе по новым правилам были готовы 80%.

Намного хуже ситуация среди небольших магазинов. По данным Robokassa, из 10 тысяч активных юрлиц-партнеров только 1,5 тысячи заняты поиском решений. Остальные либо не знают о законе, либо игнорируют его. По словам Татьяны Глазачевой, малые предприниматели – это в основном программисты, которые не интересуются вопросами финансов и законодательства, поэтому среди малых ритейлеров очень низкий процент информированности о требованиях 54-ФЗ.

«1 июля ничего не изменило. Микробизнес не знает об этом законе, поэтому будет работать как раньше. Изменения начнутся, когда ФНС начнет звонить и обращать внимание», – прогнозирует Татьяна.

О низкой информированности говорит опрос, результаты которого привел Алексей Макаров, президент компании «АТОЛ». Согласно этому исследованию, 54% опрошенных в принципе не понимают, кто такие операторы фискальных данных. Лишь 20% ответили, что хорошо понимают их роль и значение. Кроме того, для работы с личным кабинетом ФНС необходима квалифицированная электронная подпись. По результатам на конец июня 2017 года 55% опрошенных заявили, что квалифицированная электронная подпись у них имеется. Еще 10% затруднились ответить, есть ли подпись, а 35% заявили, что ее нет.

Внедрение онлайн-касс в e-commerce столкнулось с рядом специфичных проблем. Первая группа – это нехватка бюджета, отсутствие специалистов в штате и нехватка технических решений на рынке. Вторая группа проблем связана с тем, что 20% рынка работает на самописных платформах, а 34% вообще затруднились ответить на какой платформе они работают. Таким образом, интеграция ККТ в системы значительно затрудняется.

Автор - Артем Сергеев.

Источник: Retail.ru



Возврат к списку

Актуальные темы